WWW.front-garden.ru - ладшафтное проектирование
Послать сообщение на e-mail Карта сайта
WWW.front-garden.ru - ладшафтное проектирование
Главная
О нас
Услуги
Цены на проектирование
Галерея
Онлайн-консультация
Статьи и советы
Усадьбы Подмосковья
Каталог растений
Каталог материалов
Заказ на проект
Наши путешествия
Наши путешествия
Ландшафтное проектирование // Усадьбы Подмосковья // Архитектурно-парковый ансамбль Архангельское

Усадьбы Подмосковья

Архитектурно-парковый ансамбль Архангельское


фото 1


фото 2


фото 3
 
Архитектурно-парковый ансамбль Архангельское - явление исключительной значимости в истории русской художественной культуры. Его величественная красота и разнообразие уникальных коллекций снискали усадьбе всемирную известность.

Построенная на высоком берегу Москва-реки церковь Михаила Архангела (2 пол. XVII в.) (фото 1), Большой дворец (кон. XVII - нач. XIX вв..), словно великолепной рамой украшенный мраморной скульптурой террас строгий регулярный парк с Малым дворцом "Каприз", павильонами и памятными колоннами, укрытый старыми деревьями пейзажного парка знаменитый Театр с сохранившимися в нем декорациями прославленного художника П.Гонзага, усыпальница - "Колоннада" (1916 г., арх. Р.И.Клейн) (фото 2, 3) превратили Архангельское в одно из красивейших мест Подмосковья.


фото 4


фото 5


фото 6


фото 7

 

Во времена владения усадьбой князем Д.М. Голицыным, имея огромные средства и много свободного времени, будучи человеком деятельным занялся перестройкой усадьбы по своему вкусу - с роскошными по тому времени палатами, обширными садами.

В это же время около дома разбивается регулярный сад размером 405х320 м. И уже только в 1780 г. Голицын-внук ломает обветшалый деревянный дом, и начинает создавать новую усадьбу. Большой дом строиться по проекту французского архитектора Шарля де Герна.

Одновременно создается план устройства парка, который претворяется жизнь, и его планировка практически полностью сохранилась до нашего времени.

В дальнейшем усадьба переходит Н.Б. Юсупову, и он продолжает задуманное Н.А. Голицыным.

В русских усадьбах, расположенных на крутых склонах, и раньше использовали прием создания перед домом террас, спускавшихся пологими ступенями вниз к реке или пруду, но никогда террасы не украшались таким количеством статуй и бюстов.

В Архангельском размещение скульптуры (фото 4, 5, 6, 7) и устройство террас лестниц рассчитывалось на восприятие ансамбля в движении.


фото 8
 

Перед глазами возникали все новые и новые произведения из камня, словно бесконечный калейдоскоп, менялись виды на дворец, на стриженные липовые аллеи, партер, полузакрытые яркой зеленью белоснежные подпорные стенки необычной архитектуры павильоны. При движении плавно появлялись и менялись разнообразные перспективы и панорамы, привлекали редкие растения и цветы (фото 8) .


фото 9


фото 10

 

Причем каждая композиция доводилась до совершенства, не было ничего лишнего, инородного. Главный дом усадьбы сравнительно небольшой.

Стены дворца гладкие, без украшений. Он кажется скромным, но одновременно и нарядным за счет ясных строгих линий, гармоничных пропорций (фото 9, 10).


фото 11

 

Дворец и парк имеют общую ось симметрии, ориентированную с севера на юг.

На севере она начинается подъездной аллеей, ведущей через рощу к въездной арке, проходит через овальный зал дворца, спускается по террасам, партерам, обрывистому берегу к реке в бескрайнюю перспективу полей и лесов (фото 11).


фото 12


фото 13


фото 14

 

Три расположенные за дворцом террасы имеют регулярную строго геометрическую планировку, и их оформление статуями и стрижеными шпалерами (фото 12, 13, 14) не уступало партерам лучших итальянских вилл.


фото 15

 

Верхняя терраса имеет форму квадрата, обрамленного с двух сторон могучими лиственницами (фото 15).


фото 16

 

Если смотреть на север, то фасад дворца как бы заполняет все пространство. И именно из-под его невысокого белокаменного цоколя появляется зеленый ковер газона, который и является началом парка (фото 16).


фото 17

 

При взгляде в противоположную сторону видны строгие ряды беломраморных скульптур, ажурные балюстрады, изумрудная гладь партера, кроны деревьев, ограничивающие террасы гигантскими ступенями. Верхняя терраса заканчивается балюстрадой с вазами. Украшенная статуями лестница ведет на среднюю террасу с круглой чашей фонтана, скульптурной группой и мраморными скамейками. Терраса узкой полосой протянулась параллельно фасаду дворца. Стриженые шпалеры по краям террас постепенно переходят в живописные, поросшие елью и березой поляны. А вниз опять влечет лестница со скульптурой, которая маршами на две стороны ведет к подножию подпорной стенки (фото 17) .


фото 18

 

Здесь расположены аллегорические женские фигуры, символизирующие страны света.

По бокам грота, расположенного в центре высокой, длиной 150 м, увитой диким виноградом подпорной стенки, установлены львы (фото 18) .


фото 19

 

Венчают подпорную стенку стоящие попарно мраморные бюсты (фото 19).


фото 20

 

Обширный, уходящий вдаль зеленый партер (фото 20) по бокам ограничен подстриженными шпалерами из лип. За партером видна мраморная колонна в память посещения усадьбы Александром I. Партер (240х70 м) кажется больше, чем он есть на самом деле, за счет умело найденных пропорций и расстановки зрительных акцентов.


фото 21


фото 22


фото 23
 

Парковые аллеи (фото 21, 22, 23), пересекаясь под прямым углом, делят территорию на участки правильной формы.


фото 24


фото 25
 

В западной части парка одну из аллей замыкает миниатюрный храм Памяти.

В каменной нише, за портиком из четырех колонн, - скульптурное изображение Екатерины II в виде богини правосудия Фемиды.

В восточной части в центре обсаженной деревьями круглой площадки размещен Розовый фонтан, а дальше Пушкинская аллея, от которой к дворцу идет огибная дорога - одна из них немногих сохранившихся до наших дней (фото 24, 25).


фото 26
 

За зеленым партером начинался крутой спуск к реке. Сходы огибали видовые беседки (фото 26) на искусственных холмах, созданные для любования изгибами уходящей вдаль реки.


фото 27

 

Чтобы получить плавные очертания при переходе от партера к обрыву, деревья на склоне стригли на уровне высоты деревьев, граничащих с партером. Сейчас у берега Москвы-реки возвышается балюстрада (фото 27).

Увлекаясь театром, Н.Б. Юсупов в районе Горятинской рощи строит театр, вмещавший 400 человек. Декорации для сцены театра писал знаменитый художник-декоратор П.Гонзаго, который обладал способностью создавать иллюзию сводчатых помещений, арок. Сейчас здание театра расположено за оградой усадьбы, с противоположной стороны Ильинского шоссе.

Несмотря на то, что художественные приемы, используемые в Архангельском, уникальны, тем не менее, эта усадьба собрала в себе все лучшее, что было создано в русской архитектуре, садово-парковом искусстве XVIII-XIX вв., став исключительным по красоте ансамблем, блестящим памятником этой эпохи.


 

Усадьбы Подмосковья

  Архитектурно-парковый ансамбль Архангельское
  Архитектурно-парковый ансамбль Кусково




Copyright © 2004 FRONT-GARDEN.RU:
Ландшафтное проектирование и дизайн, комплексное благоустройство и озеленение

Телефоны: - ландшафтный архитектор, - по вопросам свадебного оформления
E-mail: mail@front-garden.ru

Все права защищены

Разработка сайта: Platforme
Rambler's Top100